magazine

Зачем печатать фотографии?

Автор:
Алексей Шинкаренко

Дата:
25.06.2013

Теги:
выставка, оцифровка, художественная печать, фотоархивы

5/5
4194
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Цифровой фотографический отпечаток
Автор: coloroom
Год: 2013

Взгляд на фотографию
6 июня 2013 г. в лаборатории coloroom проходила презентация технологии цифровой художественной печати Epson, где каждому посетителю предоставилась возможность сделать тест-принт, напечатать свою фотографию. А для чего нужен тест-принт? Зачем вообще печать фотографии? Эти естественные вопросы следует продолжить: зачем печатать, если я их могу посмотреть на экране?
Ответ такой же простой, как и вопрос, но для начала давайте посмотрим, что же такое фотография. В нашем лексиконе за этим словом закрепилось несколько понятий: это и явление, и мастерская фотографа, и процесс экспонирования светочувствительного материала, дословно переводимый как светопись, и конечный отпечаток на бумаге или другом физическом носителе.
А что же мы имеем сейчас, после того как нажали на кнопку? Нечто, состоящее из нулей и единиц, цифровой файл, который тоже может иметь свое название. Если не следовать по инерции за значениями термина «фотография», закрепившимися в определенных процессах и исторических рамках, а погрузиться в свойства того, что сохраняется на флеш-памяти фотокамеры (сырая информация), то мы заметим, что данные также нуждаются в среде экрана для утверждения себя, как и частички серебра традиционной черно-белой фотокарточки в свете, чтобы, отразив его, быть увиденной.
фотография Соколова
Фото: Фотография начала ХХ в. и ее обратная сторона


В западной практике, откуда пришла к нам технология, носящая название «цифровая фотография», постоянно ищут новые понятия для развивающегося процесса и новых цифровых явлений. Одно из таких понятий «информационное изображение» предложила в 2001 г. компания KODAK, начав инвестировать в программу развития цифровой индустрии infoimaging. По их предположению емкость рынка инфоизобразительности – 225 биллионов долларов и им для доступа к этим средствам необходимо «обвенчать данные с картинками». Отталкиваясь от идеи информационных изображений как возможно подходящего понятия для графических файлов, которые хранятся на жестких дисках, учитывая их коммуникационную функцию, они даже в большей степени нуждаются в воплощении, чем та, традиционная, аналоговая фотография со своим негативно-позитивным процессом.

диаграмма kodak infoimaging
Рис: Диаграмма из отчета компании KODAK
С помощью чего можно извлечь этот информационный потенциал?

Самое популярное средство экран (монитор), который подключается к компьютеру или другому устройству вывода графической информации (в фотокамере, телефоне, цифровой фоторамке) и показывает нам одну из возможных картинок исходя из своих особенностей. У этого средства демонстрации цифровой картинки есть существенные минусы, он слишком зависим от наличия электричества и устройств, реализующих его коммуникационные свойства, а также слишком непредсказуем в интерпретации основных характеристик изображения (цвето- и тонопередачи), важных для полного его раскрытия. Можно предположить, что экран по-другому воздействует на нашу систему зрительного восприятия и мы не так хорошо запоминаем то, что видим на экране, а это еще один минус. Также статическая картинка на экране превращается в мерцающий динамический поток лучей. Эта микронеустойчивость воспроизведения затрудняет процесс зрительного восприятия и требует больших усилий от мозга, рассредоточивая внимание.

Альтернативой экрану вывода можно представить экран, от которого отражается поток света, – проекционный экран. Картинка формируется на матрице цифрового проектора, а потом свет падает на белый или серый экран и отражается от него, формируя наши зрительные ощущения. Этот процесс в большей степени имитирует происходящее перед нашими глазами до момента нажатия на кнопку. И если представить себе, что процесс фотосъемки – это захват отраженного от находящихся в рамке видоискателя света, а камера – это ловушка для света, то плоская поверхность экрана и падающий на него поток лучей из проектора воссоздают, выпускают из ловушки сохранившуюся информацию об образе.

Ну и теперь к нашему вопросу. Так зачем печатать фотографии?
Думаю, сейчас мы можем на этот простой вопрос ответить тоже просто: фотография существует, когда она напечатана, воспроизведена и зафиксирована на физическом носителе. А зачем печатать тест-принты своих цифровых файлов? Благодаря этому мы можем узнать, какой потенциал находится в информации о запечатленном образе, увидеть его в той же среде вещей, из которых он изъят, захвачен. А если учесть, что вкус к фотографии развивается через контакт с прекрасно выполненными фотографическими отпечатками, то можно утверждать, что, получая в руки напечатанный снимок, мы испытываем «вкус» своего фотографического изображения, развивая при этом способность улавливать тонкие оттенки и нотки «визуальной пищи». Когда вы «пробуете» свою фотографию глазами, рассматривая напечатанный снимок, возвращенный в среду объектов, из которых выхвачен образ и преобразован в информационное изображение, то определяете причину своего выбора.

Кроме того, держа в руках и изучая физический отпечаток, вы развиваете свою зрительную память, способность мыслить визуально, учитесь понимать значение процесса, который привел вас к появлению этого артефакта. Все это способствует осознанному выбору, помогает быть уверенным в следующем шаге: захотите ли сохранить отпечаток в альбоме, удалить или выбросить, а может, просто запомнить его и оставить в своем сердце как образ, который вы не только представляли, но и воплотили на бумаге.

Испытывайте изысканные и простые «вкусы» фотографий, не забывайте, что фотография – это то, что напечатано!