magazine

Музейные коллекции в смартфонах

Автор:
Лена Протасевич

Дата:
12.05.2012

Теги:
apps, музеи, навигация, смартфон

5/3
4141
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Навигация по музейной экспозиции в приложении для Iphone
Автор: coloroom
Год: 2013

На данный момент многие музеи и галереи мира работают над созданием приложений для смартфонов, которые будут помогать посетителям самостоятельно исследовать экспозиции и получать необходимую информацию, делая их более вовлеченными, независимыми, интерактивными и образовательными.

Первые попытки создания приложений для музеев были предприняты еще в 2009 г., однако они, скорее, дигитализировали коллекции арт-институтов и являлись гидами, содержащими основную информацию о местонахождении, расписании, фондах, текущих выставках и т. д. С развитием рынка смартфонов и «таблеток» появилась возможность создавать более творческие приложения, иногда целые мультимедийные проекты, которые заменяют каталоги выставок и нередко сами превращаются в произведения искусства и технологий. Важной задачей в создании приложений стала также защита авторских прав музеев и художников. В современном мире, где люди используют смартфоны повсеместно, контролировать этот процесс фактически невозможно. Приходя на выставку, они делают фотографии арт-объектов, размещают их в Интернете, несмотря на существующие запреты на съемку.
Первое приложение для музея было создано Музеем современного искусства Сан-Франциско в апреле 2010 г. В следующем году приложения стали использовать почти все ведущие музеи и галереи мира. Подобный опыт применения смартфонов был у Метрополитен-музея и MoMA (Нью-Йорк), Музея дизайна (Лондон), Музея Энди Уорхола (Питтсбург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и др.

Во время подготовки выставки современного итальянского художника Маурицио Каттелана в Музее Соломона Гуггенхайма было принято решение заменить стенд с информацией о более чем 130 объектах экспозиции на приложение «Маурицио Каттелан: все». Оно включило в себя видеоинтервью с художником, критиками, кураторами и инженерами, дало возможность приближать и увеличивать объекты экспозиции и получать комментарии автора, а также показать сложный инженерный процесс монтажа выставки.
На создание этого виртуального проекта ушло более года, стоимость его была настолько велика, что Элизабет Леви, директор сайта музея, отказалась называть ее.

«Это был бесценный опыт. Люди пришли получить информацию, и мы ее им предоставили. Кроме того, люди во всем мире продолжают покупать приложение не как посетители выставки, а как любители искусства»

Таким образом, границы выставки были расширены.
Стоимость приложения для айфонов составляла 3,99 доллара США, для андроидов – 5,99 доллара США. Несколько музейных залов этой выставки предоставляли бесплатные iPads непосредственно с приложением для посетителей музея.

Требование не использовать свои мобильные телефоны по-прежнему вписано в основные правила музея, но этот вопрос остается лишь вопросом времени.