magazine

Девять фотоглаз от Google

Автор:
Лена Протасевич

Дата:
25.05.2012

Теги:

3.7/10
3558
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Заглавная фотография Джона Рафмана представленная на «Фотобиеннале-2012» в МАММ, Москва
Автор: Алексей Шинкоренко
Год: 2012

В мае 2007 г. первые машины Google Street View отправились в путь по городам США. Оснащенные 360-градусными панорамными камерами, расположенными на высоте 2,5 м, обычные хетчбэки начали сбор изображений для сервисов Street View и Google Earth.

За почти пятилетие, приняв в свой арсенал велосипеды, катера, воздушные змеи, шары и специально разработанные треккеры, ресурс охватил более 40 стран мира, визуализировав не только целые города и небольшие населенные пункты, но и недоступные человеку территории. С этого момента мечта людей докомпьютерных 1960-х гг. о «добровольном домашнем аресте», когда все радости мира возможны без необходимости выбираться из своего логова-дома, сбылась полностью. Теперь, чтобы путешествовать, не нужно даже вставать из-за своего компьютера.

Однако один из самых удивительных бонусов этого грандиозного проекта получили фотографы и художники. Открытый доступ к камерам наблюдений сформировал новый жанр Street View фотография, который, как ни странно, является прямым продолжением классической street-фотографии.
Канадец Джон Рафман начал сбор материалов для своего проекта «Девять глаз Google Street View» в 2008 г. Все начиналось как простое увлечение. Привычный интернет-серфинг сосредоточился на сервисе Google Street View. Фотограф проводил 8–12 часов в сутки за компьютером, «проходя» тысячи километров за камерами, – «Это физически разрушало мое тело». Затем создал сайт, где делился найденными сюжетами с друзьями.

Панорамы Джона Рафмана сюрреалистичны: группа таинственных мужчин, носящих вязаные шлемы в Словакии; застывшая группа в ритуальных масках на пустынных дорогах Мексики; отдыхающий пришелец и многие другие причудливые события, которые почти остались незамеченными в мире. Сам фотограф называет их «фотографии, которые никто не сделал, и воспоминания, которых ни у кого нет». И кто знает, может, это увлечение молодого канадца так и осталось бы страстным хобби, если бы не случились два экстраординарных события в Street View фотографии.

В 2011 г. известный британский фотожурналист Майкл Вольф получил специальную премию – почетное упоминание – World Press Photo за проект «Серия неприятных происшествий», в котором использовал материал Google Street View. В своем выборе он действовал как фоторепортер, выделяя из тихой повседневной жизни острые события: пожар, убийство, драку и другие несчастные случаи. Затем перефотографировал панораму цифровым фотоаппаратом, кадрировал, увеличивал. Проект и его награда вызвали волну острой критики: являются ли Street View фотография фотожурналистикой и этот жанр фотографией вообще? Был даже придуман специальный (обидный) термин – кабинетный репортаж.

В том же году в МоМА был представлен проект A New American Picture американского фотографа Дуга Рикарда в рамках ежегодной выставки «Новая фотография». Музей оставил за собой последнее слово в принятии нового фотографического жанра и признании его современным искусством.
Внимание фотографа привлекли так называемые «неблагополучные районы» США – Детройт, Даллас, Фресно и др. Дуг Рикард, используя отстраненность взгляда машины, высоту съемки, замазанные лица и надписи, технические неточности и совершая удивительно тонкий и точный выбор, создал свою сломанную Америку, инверсию американской мечты. «Любые сомнения в художественной ценности этих работ беспочвенны. Фотографии Рикарда показали всему миру, что этот новый способ творить вполне перспективен», отмечалось в газете Guardian.

Street View фотография объединяет два взгляда – беспристрастный (машины) и человеческий (художника). Массивный и растущий архив породил виртуальный мир изображений невиданных ранее в истории фотографии. И главное, его доступность породила и вдохновила новое поколение фотографов, которые используют его как инструмент, не только отображая и трансформируя окружающий мир, но и пересматривая границы современной фотографии.