magazine

От подлинной истории к фантазии

Автор:
Лена Протасевич,
Елена Калищук (перевод с французского)

Дата:
01.11.2013

Теги:

5/2
5006
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Портрет Ясмин Эйд-Саббаг и Розенн Кере
Автор: Goulven Guezenoc

Этот год был крайне удачным для интернационального дуэта Ясмин Эйд-Саббаг и Розенн Кере. Их совместный проект «Возможные и воображаемые жизни» взял главную премию Discovery Award 2013 на главном книжном фестивале Европы в Арле. Трогательная, наполовину документальная, наполовину вымышленная, история о четырех сестрах, которых события 20 века раскидали в разные части света, покорила сердца жюри и зрителей фестиваля. Розенн Кере и Ясмин Эйд-Саббаг рассказали журналу Coloroom о продуктивности совместной работы таких разных художников и о поиске правильной формы для современного звучания архива.

– Каждая из вас имеет свою личную биографию, реализованность как художника. Какие точки соприкосновения привели вас к началу совместной работы?

 Розенн: – По-окончанию учебы, каждая из нас избрала свой путь. Ясмин выбрала народную (vernacular photography) и архивную фотографию, я - повествование и фотомонтаж. Благодаря регулярной переписке начиная с 2005 года, мы наблюдали за работой друг друга, обсуждали текущие проекты... Таким образом мы хорошо знали область работы каждой. Нас обеих интересует все, касающееся семьи. Предыдущая совместная работа над другими художественными проектами доказала нам насколько сотрудничество продуктивно: слушаешь, узнаешь много нового, учишься и при этом работаешь.

– Что привнес в этот проект личный профессиональный опыт каждой из вас?

 Ясмин: – Конечно, многое. Мы решили работать таким образом, чтобы личный опыт каждой из нас пересекался  (опираясь на семейные фотографии и в тоже время удаляясь от документального стиля), поскольку знали, что это только обогатит наш проект.

Розенн: – Бесспорно опыт Ясмин в лагере беженцев, где она прожила несколько лет и собирала фотографии семей, подвергает на глубокое размышление над картиной, переданной архивом. А я в свою очередь, проработав последние годы над текстом (художественной литературой) в фотографии, привнесла в проект мой опыт повествования и фотомонтажа. Эти козыри позволили нам сконцентрироваться на вопросе: как, опираяаясь на семейные фотографии, рассказать (подлинную и вымышленную) историю четырех сильных колоритных, а сегодня пожилых, женщин?

– Расскажите историю нахождения этого архива. Что в нем вдохновило вас на создание истории о 4-х сестрах?

Розенн: – Мы побывали в Каире, Нью-Йорке, Бейруте и Париже у четверых героинь нашей истории. В реальности, это тети Ясмин. Она давно рассказывала мне о них, и я познакомилась с каждой в течении нескольких лет. Всякий раз говоря о этих четырех экспатриантках в четырех концах света, мы повторяли: «Какие невероятные персонажи! Надо обязательно что-то создать о них!»

Ясмин: – Мы перебирали их альбомы вместе с ними и, в первую очередь, мы хотели передать в нашем рассказе их душевное состояние. Мы начали с подлинной истории моих теть и плавно перешли к вымыслу и фантазии.

– Как вы привнесли старую историю в современный контекст? Как вы сделали архив "современным"?

Ясмин: – Нам удалось это благодаря игре с текстом и озвучанием: мы использовали прямую речь и несколько голосов, как при игре в театре. Нам хотелось представить архив наиболее живо. Поэтому мы подошли к нему как к спектаклю, который каждый смотрящий создает самостоятельно в своем воображении. Таким образом, фотографии, звук и текст формируют спектакль без сцены или фильм без экрана.

Фотография Розенн Кере и Ясмин Эйд-Саббат была сделана во время их совместной работы в резиденции на острове Уэссан фотографом и другом Patrizio Esposito

– Почему была выбрана в качестве презентации проекта форма "мульти-медия" (инсталяция)?

Розенн: – Изначально мы работали над проектом благодаря Международному конкурсу фотографии в Веве. Эта премия дается проекту, который должен быть осуществлен в течение следуюшего года и затем представлен на просмотр в рамках «Фестиваля Образов» в Веве («Festival Images» de Vevey). Начав работу, мы решили, что наиболее подходящей формой для такого проекта будет книга, учитывая сочетание фотографии с текстом и повествовательный характер произведения. Рабочая группа фестиваля, очень мотивированная и отзывчивая, помогла нам найти издателя во Франции – Editions Photosyntheses. Таким образом, мы сначала создали книгу и выставили ее на «Фестивале Образов» 2012. Впервые инсталяция «Возможные и вымышленные жизни» была представлена в разделе книги с фотографиями, текстом и звуком.

Ясмин: – Мы работали над озвучанием поекта как и с фотографиями, создавая монтаж, позволяющий плавно перейти от реальности к воображению. Звук является неотъемлемой частью проекта, поскольку именно устная форма повествования выведена на первый план. У каждой из четырех женщин своя собственная манера говорить, своя собственная динамика речи (несмотря на их глубокий возраст). Это выражается в перескакивании с одного языка на другой, отпечатке, наложенном многокультурной средой, в которой они прожили, в поэзии, вытекающей из такой манеры выражаться. Затем для выставки в Арле мы модифицировали форму представления проекта в соответсевии с выделенным нам пространством. В ноябре наш проект будет показан в Ливане в Бейрутском Центре Искусства (Beirut Art Center). Мы используем эту возможность, что бы еще более усовершенсивовать нашу постановку и предоставить звуку его достойное место, которое он занимает в кинематографе или театре.

– Mногие отметили то, что эта история скорее история 6­-ти женщин (4х сестер и авторов), настолько сильно авторское звучание архива. Вы уже воспринимаетесь как одна семья. Есть ли у вас любимая сестра?

Ясмин: – Да, и в правду, мы считаем себя семьей, включая Розенн, которую мы «удочерили» в процессе работы. Мы очень привязаны к каждой из героинь и каждая по-своему оригинальна.

Розенн: – Главная героиня все же Грациела, самая невыносимая, самая неуправляемая, самая неуместная, самая страстная, самая оригинальная, самая веселая, самая увлекательная...

– Есть ли у вас план дальнейшего сотрудничества и идея новых проектов?

– Действительно у нас множество идей и мы даже задумываемся о продолжении этой истории. Сюрприз!