magazine

Архивная лихорадка

Автор:
Лена Протасевич

Дата:
01.10.2013

Теги:
Fine Art, fullframe, Giclee, выставка, Жикли, музеи, полный кадр, фотоархивы

4.2/5
6673
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Экспозиция выставки Джулиана Гермэйна
Автор: Jullian Germain
Год: 2006 г.

За последние три десятилетия художники создали удивительное количество не менее удивительных проектов, основанных на заимствованном фотографическом и кинематографическом материале. Известный американский куратор нигерийского происхождения, арт-критик и издатель Акуи Инвезор исследовал это явление. В ходе исследования, автор предложил использовать термин философа Жана Дерриды «архивная лихорадка». Итогом работы критика стала выставка «Архивная лихорадка: Использование документа в современном искусстве». В нее вошли работы 25 современных художников, которые использовали архивный материал в создании собственных проектов.

Существует широкий диапазон стратегий работы современных художников с документальным материалом. Основные из которых мы рассмотрим на примере нескольких захватывающих фотографических проектов.

Однин из самых распространенных способов использования документального материала: встраивание архива/документа в проект художника. Автор создает контраст между проживаемым и прошлым, выстраивает диалог между ними. В 2006 году Джулиан Гермэйн (Jullian Germain) издает проект «Каждую минуту, когда ты зол, ты теряешь 60 секунд счастья» (For every minute you are angry you  loose sixty seconds of happiness). На протяжении 8 лет фотограф снимал «тихое и умозрительное существование» одиного старика Чарли Спеллинга, который живет в маленьком британском городе. Чарли любит цветы, их названия и свою жену, которая умерла несколько лет назад. Фотограф тонко вплетает семейный архив своего героя в свое повествование о нем. Это проект об особых людях нашего времени, людях не озлобленных и наполненных сомнениями, людях, с глубоким пониманием того, кто они и ради чего живут, это, также, проект о Большой любви.

Иногда художники повторно изучают архив, коллекцию фотографий, погружаясь в серьезное исследование материала, перосмысливают его. Они ставят перед собой задачу выявления нового значения этого архива, ставя под вопрос уже сформированное. Нередко такие проекты носят острый политический, социальный или национальный характер. B конце 90 г.г прошлого века известный южноафриканский фотограф Санту Мофокенг (Santu Mofokeng) создает проект «Черный фотоальбом: посмотри на меня: 1890-1950» (Black Photo Album/Look At Me: 1890-1950). В этот проект вошли фотографии чернокожих рабочих и представителей среднего класса в период 1890-1950 г.г. Это период апартеида, когда чернокожее население ЮАР было почти полностью лишено гражданских прав. Официально, темнокожее население часто изображалось на том же самом визуальном языке, что флора и фауна, и словно была выставлена на показ коллекционеру естествознания. Исследуя архив собственной семьи и другие материалы, Санту создал новый портрет человека того периода, показал его таким, каким его нелья было видеть: разумным и  цивиллизованным, владеющим недвижимостью, имеющим образование и так мало чем отличающимся от европейских иммигрантов.

Известный белорусский фотограф и художник Игорь Савченко свои первые фотографические проекты создавал на основе архивного материала. Создавая проекты «Алфавит жестов-1» и «Алфавит жестов-2», Игорь Савченко работал с архивами семьи и своих друзей периода 1930-1960 г.г. Интерес и объект исследования – жесты, невербальные знаки. Используя технику пересъёма, когда часть фотографии переснималась и кадрировалась в отдельное самостоятельное изображение, автор «указывает» на скрытые значения и символы, которые остались бы для зрителя незамеченными, модифицирует смысл фотографии и создавает ее новое значение. Используя метод фрагментирования, убирая все лишнее, и персонажей, и фон, Игорь Савченко оставляет лишь жест, руку, прикосновение, концентрируя зрителя на простом и главном, дарит удивительное чувство близости.

Проект шведского фотографа Альбина Библома (Albin Biblom) один из прекрасных примеров заимствования архивного материала для создания собственного яркого высказывания. Музей национальной истории г. Гронингем (Нидерланды) предложил художникам использовать возможность работы с архивом для создания персонального проекта. Итогом этого сотрудничества стал «Дневник Джейкоба Мандевиля» (The Journals of Jacob Mandeville). Это вымышленный фотографом персонаж, по легенде некогда работавший сотрудником этого музея. Автор очень детально прописывает его образ, жизненный путь, подробности личной жизни. Особый штрих придает знание того, что Джейкоб страдал серьезными психическими расстройствами, что объясняет его немного болезненный взгляд на окружающую его реальность. Стоит добавить, что музей был очень воодушевлен этим неожиданным результатом, несмотря на то, что автор лишь манипулировал серьезным историческим материалом.

Напомним, что в этом году проект французских художниц "Возможные и воображаемые жизни", построенный по принципу создания авторской истории на основе тщательно отобранных в архивах фотографиях, завоевал главный приз на фотофестивале в Арле.

Репродукции всех фотографий представлены с личного разрешения всех авторов, представленных в статье/Reproduction of all images here is with kind permission of all authors mentioned in the article