magazine

Пространство чистого листа

Автор:
Александра Маршина

Дата:
20.09.2013

Теги:
Fine Art, выставка, художественная печать

4.8/4
5526
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Фотография из проекта
"Tabula rasa"
Автор: Сергей Жданович

photo from tabula rasa
Известная серия фотографа Сергея Ждановича "Tabula rasa" вошла в выставочный проект молодых кураторов Илоны Дергач и Валерия Щуцкого «Минск (Re)Конструкция».
Выставка, которая проходит в галерее ЦЭХ, является составной частью «Недели современного искусства», что проводится в Минске с 20 по 28 сентября в рамках проекта «На пути к современному музею – 2013». Сергей Жданович, который доверил печать своих работ лаборатории coloroom, в преддверии открытия выставки, поделился с нами, чем его привлекают пустые рекламные борды и какие изменения, на его взгляд, происходят сегодня в современной фотографии.

— Сергей, что будет представлено на выставке?

— На выставке будет представлено десять работ серии "Tabula rasa". Над этим циклом я работаю уже давно, но вариант, что будет экспонироваться на «Минск (Re)Конструкция», отличается от предыдущих включенностью в него новых работ. Серия уже сложилась, но я не считаю этот проект закрытым и не исключаю дальнейших возможностей его развития. 

— На фотографиях вашей серии — изображение пустых рекламных бордов. По сути,  — это некое умножение пустоты. Чем вас привлекает фиксирование подобных объектов?

— Не совсем так. Этот объект — скорее элемент пустоты. И мне интересен не сам он — с таким же успехом я мог бы фотографировать экраны пустых мониторов, телевизоров, что было бы весьма концептуально, но скучно, — а взаимодействие рекламного борда с окружающим пространством. Пространство, резонируя с этим огромным щитом, как бы начинает работать совсем по-другому — оно затягивает тебя в отсутствие изображения, в эту пустоту. И основные чувственные ощущения, переживания рождаются, когда смотришь на это все в целости. Именно окружение рекламного борда создает метафизику момента. 

tabula rasa prints in colooroom
На фото: Работы из проекта Tabula Rasa, напечатанные на плотном картоне с матовой поверхностью Epson Enhanced Matte Posterboard
 

— И потому для вас было важно использовать в техническом плане пленку — материал, способный передать это состояние «исчезновения»?

— Да, плёнка, на мой взгляд, намного больше схватывает ощущение метафизики пространства. Не случайно для создания этого эффекта я использовал в проекте просроченный плёночный материал. По сути, негатив, эмульсия, зерно — как будто немые свидетели чего-то. Они фиксируют больше, чем мы способны увидеть. Много, кто писал об этом. Безусловно, пленка стилизует, несколько декорирует, но важен сам по себе принцип этого документа — когда свет фиксируется в мире вещей. Раньше я печатал работы серии ручным способом. Позже пробовал печать посредством минилаба — однако меня этот вариант не устроил. Поэтому и решил напечатать проект в лаборатории coloroom. И результат превзошел мои ожидания. Глубина, детализация, схожесть фактур поверхности изображения с изображением, сделанным ручным способом — практически полная. Для меня был важен эффект "дымки" аналоговой фотографии — окисленного желатино-серебрянного отпечатка — и здесь его удалось добиться. 

— Сергей, что в вашем понимании сегодня является современной фотографией?

— Сейчас для фотографии время достаточно интересное и сложное. Если вспомнить ощущения десятилетней давности, то тогда приход цифровых технологий особенно не пошатнул позиций аналоговой фотографии. Они существовали как бы параллельно. Сегодня же меняются как раз основы фото. Изображение становится настолько мобильным, что даже перестает претендовать на свою реализацию в мире вещей. Большинство фотографий уже делается только для просмотра на мониторе и остаются в виде архивных файлов. Я уже не говорю о таких определениях, как документальная, художественная фотография. Эти термины уходят в прошлое, они перестают быть актуальными: границы между авторской, репортажной, документальной фотографией сегодня размыты. Можно сказать, что фотография распадается на множество художественных практик — и они как бы подменяют собой прежнее понимание фотографии. 

Sergei Zhdanovich Tabula Rasa
На фото: Фотографии Сергея Ждановича из проекта "Tabula Rasa"

 

— И какая из множества художественных практик вам близка? И нет ли у вас опасений, что в один прекрасный день, все, что останется от изображения -— это лишь моменты приятного опыта?

— Все эти распадения фотографии — к примеру, изображения, схваченные посредством камеры Google, известных поисковиков, камер наблюдения, почти анонимные изображения, пропущенные через специальные программы в социальных сетях — все это, на мой взгляд, не буду скептичным, очень захватывающе. Несмотря на то, что я большой поклонник законченных высказываний, художественной фотографии, эстетски оформленной в серии, мне также интересны эти новые опыты. Например, несколько лет назад я экспериментировал с камерой обскурой. Мне было интересно вернуться к первоосновам, поработать со светом. И я подчеркивал в своем проекте, что камера обскура — это не только предтеча фотографии, но в какой-то мере антипод фотоизображения, поскольку оно постоянно живет и меняется. И в тот момент природа нефиксированного изображения меня действительно завораживала. Сейчас я работаю над другим проектом, но в этом не вижу проблемы. Думаю, что все же не стоит опасаться того, что фиксированное изображение умрет. Для кого-то, мне кажется, все-таки будет важным реализовать тот самый фотографический опыт, который он пережил. 

— В какой точке N исследования фотографии фиксирует вас на данный момент "Tabula rasa"?

— Это проект, конечно, именно фотографический, обращенный к природе света. Но я повторюсь, что не исключаю новых изломов, поворотов в его развитии. При этом его дальнейшая жизнь, думаю, совсем не помешает реализации новых идей, в том числе, реализованных при помощи других техник.  

P.S. 
Приглашаем к участию в круглом столе в рамках выставки «Минск (Re)Конструкция» на тему «Брэндинг и культурная память Минска», которое состоится в галерее ЦЭХ 24 сентября в 18.00