magazine

Старое слово на новый лад

Автор:
Дмитрий Рагель

Дата:
18.02.2014

Теги:

5/2
4261
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Коробка зинов фотографа Лауры Эпплярд
Автор: Laura Appleyard
Год: 2012

Точно помню первые самиздат журналы, которые появились в начале девяностых, я тогда интересовался музыкой и пытался найти хоть какую-то информацию о независимых исполнителях. В распространяемых в то время изданиях невозможно было найти практически ничего путного о тех же «Звуках Му» или, к примеру, о сукачевской «Бригаде С». Не помню, откуда их брал, но точно помню, что эти журналы были оформлены в черно-белой цветовой палитре и они в достаточном объеме содержали сведения, которые мне были необходимы. Именно тогда я впервые услышал слово самиздат в отношении печатного издания.

Причины появления самопальных изданий в то время были понятны и вполне объяснимы. Существовал спрос на определенный пласт информации, который не освещался и не доносился до ординарного читателя общепринятыми массовыми печатными изданиями. Именно неудовлетворенный спрос заставил предприимчивых, увлеченных людей заняться самиздатом.

В настоящее время победивших либеральных ценностей и всеобщего права свободы, вряд ли можно говорить о цензуре или недостаточности медийного пространства для художественных изданий, как таковых. Ситуация складывается таким образом, что государственным институтам просто нет особого дела до частных эстетических позиций и манифестов. В связи с этим, творческая интеллигенция может выражаться практически в любой форме и при помощи любого доступного инструментария. Для чего же необходим самиздат в настоящее время, и в каких формах он сегодня актуален?

Самиздат во всей красе: работа над первым номером журнала PLAY TOY. Фотограф Fedor_Ø.

У этого явления, безусловно, есть свои положительные и отрицательные черты. Конечно же, самиздат – это свобода самовыражения для каждой мыслящей единицы человечества, это широкие возможности для самородков, которые не считают нужным идти на компромисс с существующими культурными институтами и инстанциями. С другой стороны, нынешний самиздат порождает большое количество низкокачественного информационного шума, из-за которого до своей аудитории иной значительный творец просто не сможет достучаться.

Массовая культура самиздата рождает обширное предложение, которое способно удовлетворить любые формы запросов и требований, по этой причине аудитория смещается в сторону локального искусства, частных историй. Зритель уходит от мощных признанных имен, которые определяют стандарты и создают тенденции, к самобытным авторам. В экономике этот процесс называется эффектом «большого хвоста», когда компании, ориентированные на вкус небольшого количества потребителей, формируют рынок. Возможно, за этим будущее, и через какой-нибудь десяток лет пресыщенный потребитель будет поклонником работ не признанного автора, который продается в престижных аукционных домах, а чудаковатого соседа без мочки на правом ухе, который в своих работах в странной цветовой гамме отобразит близлежащую действительность.

Во время изучения доступных в настоящее время самоизданных материалов, я неизменно ловил себя на мысли, что для авторов не так важно качество высказывания. Все это больше способ проживания жизни. Ведь наше существование, по большому счету, довольно однообразно. Самиздат – это одно из честных средств решения этой проблемы, способ признания бренности происходящего и разрешения этого противоречия. В общем-то, и автор поступает примерно также, печатая эту статью в самостоятельном и довольно независимом издании, поэтому ему можно верить.  Он точно знает, о чем пишет.