magazine

Фотографии для души — фотографии для истории

Автор:
Лена Протасевич

Дата:
25.08.2013

Теги:
история, оцифровка, фотоархивы, Kodachrome, Kodak

5/6
1208
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Мама и дочка около лагуны Дворца Изящных Искусств
Сан Франциско
Автор: Чарльз У. Кушман
Год: Февр. 20, 1960

Cushman archive: Mother and daughter 1960
Чарльз Увивер Кушман (Charles W. Cushman) – американский фотограф-любитель, выпускник Университета Индианы, завещавший своей альма-матер все свои фотоархивы. В них вошли более 14,5 тыс. цветных негативов Kodak, в которых он задокументировал окружающую его жизнь с 1938 по 1969 г.

Кажется, что Кушман сумел сфотографировать все: города, пейзажи, дома, людей, машины, животных, деревья, игрушки. Он задокументировал каждую деталь целого исторического периода США. Эти фотографии просты, правдивы и сентиментальны. Однако этот трогательный и очень личный архив оказал огромное влияние на развитие цветной фотографии, социальной документальной и уличной фотографии США.

Чарльз У. Кушман родился в округе Порси (штат Индиана) в 1896 г. в состоятельной семье. С самого детства увлекался фотографией. Фотографировал близких друзей и даже делал попытки создавать более формальную эстетическую фотографию. С 1939 г. один из первых фотографов, кто начал применять революционную на то время цветную обращаемую пленку (слайд) Kodachrome. Дорогая на то время, более сложная в использовании и проявке, чем черно-белая, цветная пленка почти не употреблялась вплоть до окончания Второй мировой войны. Фотографии Чарльза У. Кушмана того  того периода несут нам почти единственный опыт цветного изображения того времени, такого непосредственного и выразительного.

Многие профессиональные исследователи архива считают, что его уникальность – прежде всего в личности самого фотографа. Чарльз У. Кушман много путешествовал, был хорошо образован, имел исключительный вкус и глубоко интересовался обществом вцелом. Его вдова, Елизабет, в статье «Цветная пленка и любопытство: Чарльз Кушман в фотографическом контексте» охарактеризовала его следующим образом: «Я не хочу предполагать, что Чарльз был снобом, но он был. Он был человеком, который любил красоту. И не был слишком терпелив». Появляться в нужное время в нужном месте было также необычной чертой Чарльза У. Кушмана.
Но именно благодаря этой комбинации личных качеств и возможностей, он оставил после себя уникальный исторический документ целой эпохи США. Сфотографировал удивительное количество важных исторических моментов и условий, включая безработных мужчин в Бэттери Парке во время Великой депрессии, фургоны Армии спасения Второй мировой войны, «Лето любви» 1967 г. и др. Даже во время войны Чарльз У. Кушман продолжал снимать, передвигаясь на автомобиле по Америке, и именно этот архив является единственным визуальным документом гражданской жизни этого периода истории.

Это, безусловно, архив документальной фотографии. В нем нашли свое отражение социально-экономические проблемы, особенности многообразной этнической культуры, промышленность, городская жизнь, развлечения, труд, транспорт, архитектура т.д. Кушман был уличным фотографом. Он принадлежал той традиции съемки стрит-фотографии, которая признает улицу театром (Анри Картье-Брессон, Роберт Франк). Вооружившись маленькой 35-миллиметровой камерой Contax II, фотограф смешивался с толпой, старался смотреть на жизнь непосредственно, без формализма и абстракции. Он был сам вовлечен в проживаемость этого момента. И тут личные качества Чарльза У. Кушмана также играли ключевую роль. Умение расположить окружающих не только к себе, но и к процессу съемки, обаяние фотографа, его талант и профессионализм привели к такому прекрасному результату. Когда просматриваешь этот архив, создается впечатление кинохроники, где зритель непосредственно подглядывает за повседневной жизнью людей.

Чарльз Увивер Кушман фотографировал жизнь вокруг, не пытаясь быть умным, не стараясь быть художником, не осуждая и не реформируя. Он непринужденно, последовательно, восхищенно создавал свой архив так, как будто окружающий мир уже был законченным произведением искусства.

Репродукции фотографий из Архива Кушмана представлены с разрешения Отдела управления архивами и записями Университета Индианы. /Reproduction of the Cushman images here is with kind permission of Office of University Archives & Records Management, Indiana University.