magazine

Поле эксперимента

Автор:
Лена Протасевич

Дата:
07.03.2014

Теги:

5/1
7808
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Юрий Тореев
Автор: В.Терентьев,
соавтор Ю.Тореев
Год: unknown

Юрия Тореева, художника, преподавателя кафедры графического дизайна, знают в Беларуси намного меньше, чем за ее пределами. Его работы неоднократно выставлялись на международных выставках, побеждали и входили в шорт-листы конкурсов и фестивалей. Так, например, плакат «Терпимость» (Tolerance) знаком каждому немецкому жителю. После победы в конкурсе «Мужество быть гневным», эта работа, наряду с другими 30, выбранными из более чем 4000 работ, стала частью городского пространства каждого немецкого города. Широкому белорусскому зрителю работы Юрия известны по афишам Купаловского драматического театра, так резонирующими с другими, официальными, плакатами. Они говорят со зрителем на том визуальном языке, на котором мы, новое поколение горожан, хотим, чтобы с нами говорили: ярком, актуальном, и, главное, современном.

– Зритель, сталкиваясь с современным искусством, часто смущен и раздосадован его непонятностью и сложностью в прочтении. Плакат же всегда был рассчитан на непрофессиональную аудиторию, на прямое взаимодействие со зрителем. Существует ли эта тенденция отдаления, отгораживания от зрителя в современном плакате?

– По сути, да. Современный плакат - это поле для экспериментов. Он уходит в музеи, выставочные пространства. Это 100% тенденция. Происходит это потому, что плакат заменяют другие медиа, которые могут быть активнее, чем плакат. Хотя, вдруг, он может ожить. Например, на украинских баррикадах возникло городское искусство: картинки, плакаты. Этот жанр резко активизировался и начал выполнять свою политическую функцию. Плакат также уходит в коммерцию, рекламу. Как жанр, он не столь востребован на современном этапе, из-за появления новых медиа, но художники все равно за него держатся, потому, что это – особая форма эксперимента, особая форма высказывания. В плакате есть язык, которого нет ни в газете, ни в рекламном ролике. Плакат должен вызвать сильную эмоцию. Он должен остановить.

 

– То есть классический плакат жив?

– Да, он, несомненно, жив, но не в той форме как раньше. Ну мы же видим в Минске плакаты и билборды. Если есть вечеринки в клубах, театральные постановки, то плакат тоже есть. Он может быть маленький, скудный. Плакат может украшать интерьер. Существуют аукционы плакатов: старых, древних, литографических плакатов. Очень дорого напечатать плакат и развесить его на официальные тумбы, аренда места для афиши очень велика, а на заборах вешать не разрешено. Поэтому плакат уходит в выставочное простанство. Плакат как жанр существует в культуре, он не умер, но он не активен так, как раньше и его функция смещается.

 

– Плакат – это своего рода мультимедиа: это текст, изображение...

– Да, это очень четкое сообщение, метафорическое сообщение. Это игра с формой, композицией и стилем. Все новомодные направления аккумулируются в графическом дизайне, поэтому в плакате половина искусства, половина дизайна. Роль графического дизайна в современном плакате огромна. Под этим я имею ввиду не только печать, но и интернет. Актуальное искусство требует подготовленной публики, многим не понятно содержание. Плюс, это еще и игра кураторов. Плакат демократичнее, он призван всем быть понятным. Но он должен остановить, затронуть, быть острым по композиции, форме. А форма может быть самая разная. Это может быть скупой до предела или перегруженный постмодернистский плакат, где вся плоскость играет и поет как у Трокслера, например. Музыка букв, почти не читабельно, но это джазовый плакат, он играет. Может быть жесткий совершенно плакат. Может быть фотографический плакат. Именно поэтому эта форма высказвания привлекает многих художников, вдохновляет их.

 

– Насколько сейчас текст важен в плакате? Как выбрать правильное соотношение визуального компонента и текста? 

– Есть плакаты совершенно без текста, такие плакаты сделать очень сложно. Когда только знак нам сообщает. Иногда текст играет огромную роль. Эксперименты в типографике, они часто переносятся на плакат, где текст выполняет функцию не только информационную, но и функцию образную. Такое явление мы можем наблюдать например в швейцарской школе (швейцарский панк), голландцы это делают, немцы любят работать с типографикой, где шрифт, композиция и смысл взаимодейстуют.

 

– То есть, это выбор художника?

– Безусловно.

– Как современные технологии повлияли на плакат?

– Компьютер, компьютерная графика повлияли очень сильно. Они дали большую возможность и одновременно слишком много универсализма. Например, мы видим официальные белорусские плакаты: гербы, флаги, город, звезды, небо, салюты, все фотошопное, все блестящее. По сути, это плакаты сталинской эпохи, где тот же изобразительный ряд, но технологически в то время это было создать сложно: литографически делать, рисовать красками, использовать слайды, например. Компьютерная технология позволила делать вещи, которые были невозможны раньше, делая их руками. Технологически стала легче печать. Ты несешь файл на диске в типографию, файл, сделанный в компьютере, даже если это полностью рисованный плакат, все равно. Он дигитализирован. Он сканирован, фотографирован, разделен на цвет. Даже, если при его создании не использовались никакие технологии вообще.

 

– Значит ли это, что плакат переходит в цифровую форму и может существовать только в цифровом варианте?

– Плакат должен появится на публике: в городе, на выставке, где бы то ни было. Даже если он висит один день, его функция выполнена. Кроме выставочной функции, основная – это, конечно, публикация.

 

– Как раньше печатался плакат?

– Рисованный плакат – это настоящая картина. Он делался на картоне, потом тиражировался – делался слайд очень высокого разрешения и печатался. Он был рукотворным. И вообще это не плакат, это правильнее сказать макет. Плакат - это все, что напечатано и все, что тиражировано. Вот, что считается плакатом настоящим. Была литография, потом пришел офсет и шелкография. Многие современные художники до сих пор работают в шелкографии. Например, у поляков в советское время не было возможностей, технологий, плохая бумага, не идеальные возможности технические, но они начали рисовать руками, писать кисточками, и это оказался живой плакат, и вообще, одна из вершин плаката. Польский плакат, где технология полностью ручная. Но все равно в конце делался слайд и изображение тиражировалось.

 

– Какие инструменты использует современный художник, работающий в жанре плакат?

– Самые разные: кисточка, фотография, компьютер. Нет предела. Может быть множество языковых жанров. Без ограничений.

– Как художник находит тему для плаката или тема сама находит художника?

– Это самые разные случаи. Например, на выставке Графический эксперимент, которая проходила в Минске в конце прошлого года, я представил работы, которые в Беларуси почти никто не видел. Тем не менее, они много выставлялись за рубежом, учавствовали в конкурсах. Это авторские плакаты. Каждый плакат - это отдельная история.

Один из ранних моих плакатов. История первоисточника, фотографии, удивительна. Эта фотография сама ко мне пришла, я ее просто нашел на улице. Я был на улице Коллекторной в Минске, эта улица когда-то называлась Еврейская, как оказалось. Обычный групповой портрет, детский сад, но она какая-то зловещая, тяжелая. Я много с ней игрался, увеличивал, кадрировал. Из этой фотографии можно было сделать отдельный проект, целую книгу, просто увеличивая лица этих детей. Они напряжены, они другие, они странные. И этот вырыв, он настоящий, можно только строить догадки о том, что происходило с этой фотографией, почему она оказалась на улице. На ее основе я сделал несколько проектов социальных плакатов о Холокосте. Они потом учавствовали в конкурсе в Монсе, Бельгии.

Этоти плакаты с картошкой (их несколько) я сделал для выставки дипломных проектов студентов. Я мог их не делать, но сделал. Эта была моя личная инициатива. Кстати, один из этих плакатов сейчас прошел отбор в Тайване.

Эти плакаты совсем необычны. У меня есть знакомая, Наташа Вольвганг, мы знакомы с ней со школы. Она давно живет в США, закончила голливудскую киношколу, и у нее в жизни могло бы быть множество удивительных событий, которые могли бы произойти с ней, но в реальности не происходили: Наташа написала роман, Наташа выступила с лекцией в Минске. Так возник проект Наташа Вольвганг из серии плакатов полностью игровых. Это чистой воды хулиганство и игра.

Благодарим за интервью и все изображения, использованные в тексте Юрия Тореева/ Thanks for an interview and kind permission to use all images to Jouri Toreev