magazine

Великий Pac-Man

Автор:
Таня Дергай

Дата:
17.03.2014

Теги:

5/2
6336
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Pac-man
Автор: lvkzl
Год: 2012

Мы часто слышим о том, что «игры – это зло», «способ эскапизма» или просто «пустая трата времени». На протяжении последних пятидесяти лет, то есть всей истории видеоигр, о них говорили в основном как о развлечении. Однако, последние несколько лет все больше внимания уделяют другой стороне этого явления: игра рассматривается как переживание, как опыт, как одна из форм взаимодействия с человеком и воздействия на него. Все большее внимание уделяется аспекту эстетическому. Игра рассматривается как эстетическое наслаждение. Компьютерные игры заходят на территорию современного искусства и остаются там, становясь его неотьемлемой частью.

Самый первый радикальный шаг в этом направлении был сделан в 2011 году, когда правительство США в лице Национальной программы поддержки искусства (NEA) начало выдавать гранты начинающим деятелям в области создания и продвижения игр, объединив их с такими сферами, как кино, музыка, живопись и скульптура.

В 2012-м году Нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) включил в список своих экспонатов коллекции «Архитектура и дизайн» 14 видеоигр. В него вошли такие культовые тайтлы как Pac-Man (1980), Tetris (1984), Another World (1991), Myst (1993), SimCity 2000 (1994), The Sims (2000), EveOnline (2003). Эти игры были отобраны как выдающиеся примеры дизайна взаимодействия (человека и виртуальной среды), области, которая по праву считается одной из наиболее важных и часто обсуждаемых форм выражения современного искусства и дизайна и находится в фокусе внимания MoMa уже давно.  Критиков и искусствоведов интересует всё: визуальная составляющая, «элегантность» написанного программного кода, эстетический опыт, который может подарить игра,  дизайн поведения игрока, который непосредственно является частью дизайна взаимодействия. В июне 2013-го года, этот же музей приобрел еще шесть видеоигр. В последующие несколько лет в планах покупки фигурируют знаменитые Super Mario Bros. (1985) и многие другие.

Несмотря на озвученные факты, вокруг вопроса «являются ли игры искусством?» до сих пор ведутся оживленные споры. Так, арт-критик The Guardian, Джонатан Джонс (Jonathan Jones) заявил, что искусство – это «реакция одного человека на мир», подчеркивая значение индивидуальности автора и его видения в создаваемом произведении. Тогда как игра не является таким выражением, а представляет из себя результат коллективного труда.

Джон Маеда (John Maeda), обозреватель популярного журнала Wired в области технологий ответил на это:

«Видеоигры становятся актом индивидуального восприятия благодаря самому игроку, который попадает в путешествие, предлагаемое игрой. Путешествие, которое он может переживать как собственный опыт, контролировать его. Особенно, в хорошо сконструированной игре. Она также может задавать вопросы».

В таком случае, уже неважно, сколько людей создавали произведение. На первый план выходит возможность индивидуальной интерпретации самого человека, играющего в игру. Она предлагает ему непосредственное взаимодействие, чем отличается от привычных форм медиа.

Легко объяснить это на примере игрового жанра «Интерактивная драма», в которой игрок влияет на развитие сюжета, по сути, разворачивающего себя перед ним интерактивного фильма.  В таком фильме история не имеет традиционного «Game Over» (Игра Окончена), а предлагает множество концовок, в зависимости от выбора, совершаемого игроком по ходу сюжета. Именно этот выбор и является тем самым индивидуальным отпечатком, так же и как результат этого выбора в конце истории. Примером такой игры является Beyond: Two Souls, вышедшая в конце 2013-го года на Playstation 3. Картина представлена в базе IMDB, а в ее создании приняли участие актеры высокого класса: Уиллем Дефо и Эллен Пейдж. Участие звезд в подобном проекте может говорить о том, что игры выходят за традиционнае рамки, и ищут сотрудничества с другими формами выражения в современном пространстве медиа.

Кинематограф и компьютерные технологии: актеры Уиллем Дэфо и Эллен Пэйдж на съемках компьютерной игры Beyond : Two Souls. Фотография Community Mag.
 
Так стоит ли вообще ставить вопрос «Являются ли игры искусством»? В любой форме выражения есть что-то, что «просто продается», и то, что оставляет след в душе человека. Не каждая игра – искусство, но и не каждый фильм или книга – тоже. Игра может быть искусством тогда, когда ее целью не является исключительно спортивный интерес, желание победить – с одной стороны экрана; и желание занять время развлечением со стороны авторского коллектива. Если игра расширяет свои границы – она становится той самой формой выражения, которой можно воспользоваться, чтобы сказать что-то миру. И тем более, это средство выражения позволяет воссоздать целый мир, погрузить человека в него и дать ему возможность проявить себя. И когда его воображение уходит в это путешествие – мы говорим о том, что он переживает что-то новое и расширяет свой опыт. Как если бы он читал книгу, как если бы он слушал музыку. И это по-прежнему хороший способ провести время.

Автор тизер-фото: Марио Томе / Special thanks to Mario Tome for teaser image