magazine

Обладать и принадлежать

Автор:
Дмитрий Рагель

Дата:
02.04.2014

Теги:
Fine Art, Giclee, Арт рынок, дизайн, Жикли, музеи, художественная печать

5/1
4410
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

На фото:
Фотография из проекта
«The Afronauts»
Автор: Кристина де Миддел
Год: 2012

У меня и моих друзей была страсть в школьные годы, мы постоянно что-то коллекционировали, при этом объекты нашей страсти менялись с невероятной частотой – какие-то фотографии уступали место вкладышам, вкладыши маркам, марки монетам, потом опять фотографии и так далее. Только в студенческие времена, ознакомившись с основными положениями фрейдизма, я узнал о том, что страсть к коллекционированию является прямым следствием сублимирования сексуальной энергии, и, в общем, нам не марок, фотографий и монет тогда хотелось, а немного другого. Конечно же можно говорить о коллекционировании в более зрелом возрасте примерно то же самое и при этом недоуменно посматривать на зрелых и жизненно активных коллекционеров, но, как мне кажется, все-таки если собирательство различных предметов в коллекции в детстве может происходить не совсем осознанно, то в зрелом возрасте этот процесс носит более осмысленный и взвешенный характер. Собирая коллекции определенных предметов объединенных каким-либо признаком, любой минимально мыслящий человек задается, вопросами – зачем и для чего?

Человеческая предусмотрительность и прагматичность, а также страсть к самовыражению вполне могут привести к коллекционированию дорогих предметов. Один мой товарищ коллекционирует серебряные монеты, при этом отдавая себе отчет в том, что со временем их стоимость вырастет и это хорошее вложение капитала. В наш переменчивый кризисный век, проблема выживания и сохранения накопленного становится все более и более актуальной, и, как вариант, предметом коллекционирования могут стать общепризнанные редкие предметы искусства, какие-то изделия, которые остаются уникальными по отношению к определенному временному промежутку. Одним из видов размещения средств у крайне богатых людей, начиная с середины двадцатого века, является покупка уникальных предметов искусства с подачи профессиональных консультантов. Консультанты-искусствоведы подсказывают основную линию для вложений, к примеру, «современное искусство» или «импрессионизм», и потом, руководствуясь этой смысловой канвой, дают указания, что купить для того, чтобы укрепить коллекцию и увеличить потенциальную отдачу с «высокохудожественных» инвестиций. Вещи, собранные воедино, дают синергетический эффект, т.е. эффект которым обладает только совокупность вещей. Им не обладают разрозненные вещи, не объединенные коллекцией. Навскидку можно сказать, что синергетический эффект любой коллекции – это чувство ретроспективы, стабильности, ощущения поступательного прогресса человечества. Никакая отдельно взятая вещь не сообщит подобной информации. Именно этот эффект придает дополнительную стоимость собранным предметам.

Коллекционные арт-книги выставлены на витрине частного книжного магазина в городе Роттердам (Голландия). Автор фотографии P K.

В последнее время страсть к коллекционированию дорогих фотоальбомов становится все более выраженной, по той простой причине, что время не стоит на месте и ни для кого не секрет, что фотография стала новым актуальным видом искусства. У меня есть фотография Сержа Гейнсбура, которую мне привезли из Парижа, на ней указан порядковый номер копии и стоит автограф фотографа. Благодаря этому фотография обладает своей историей, ее ценность растет, а автор тем самым сообщает, что любая фотография без его знаков и числовых атрибутов является произведением довольно сомнительным и, скорее всего, деньги на него потрачены напрасно. Стереотип о том, что картина является уникальным творением, а фотография – тиражируемое изображение, которое, в общем, не особо ценно, уходит в прошлое. Фотография становится уникальной за счет гарантии качества изготовления, за счет отметок самого автора, о собственной осведомленности по поводу каждой сделанной копии.

Та же история с новой модой коллекционирования дорогих фотозинов. Возможность их коллекционирования появилась именно благодаря постепенно сложившейся индустрии выпуска ограниченных тиражей, в которых обеспечен контроль качества каждого альбома. Качественный авторский продукт не может быть дешевым, к тому же это прямой документ эпохи, эпохи повышенного интереса к фотографии, эпохи человеческого самовыражения с использованием фотоаппарата. Именно по этой причине практичные постпубертатные коллекционеры посчитали целесообразным вкладывать свои средства в качественные дорогие фотозины. А моду на коллекционирование окончательно оформило издательство The Guardian, когда в 2011 году провозгласило коллекционирование фотокниг инвестиционной возможностью, эффектно выпустив статью не в секции «Искусство», а в разделе «Деньги».

В основу самодельной фотокниги испанского фотографа Кристины де Миддел легла реальная история Великой африканской мечты о космонавтике. Создав удивительно тонкий и ироничный проект «Афронавты», Кристина напечатала его тиражом в 300 экземпляров. Зин был настолько успешен и обласкан критиками (попав во все возможные листы лучших книг года), что цена на него выросла сразу в несколько раз. На данный момент, оригинальная книга первого издания «Афронавтов» стоит 1700$.

Жан Бодрийар в свое время писал о том, что коллекционирование дает человеку некоторое спокойствие. Само по себе индивидуальное человеческое существование очень герметично, дни тянутся и, в общем, как в пресловутом «Дне сурка» ты замечаешь частности, мелкие повседневные движения. Алгоритм прохождения суток довольно однообразен. Более глобальные изменения являются протяженными во времени и человеческая психология такова, что их просто можно не заметить за чередой обычных дел. Подтверждением того факта, что хоть что-то в жизни происходит и все не стоит на одном узкобытовом месте, запросто может являться коллекция однотипных предметов, которая показывает, как с течением времени меняется тот или иной аспект окружающей нас действительности. Сбор доказательств жизненного движения, это довольно кропотливый труд, который стоит денег, при этом стоит учесть еще уникальность предметов и их редкость, что дает довольно высокую сформированную цену коллекции. И в самом деле, какая-нибудь ничего не значащая коллекция обычных проездных билетов берущая начало с 1915 года от рождества Христова – это хоть какой-то жизненный ориентир и повод для оптимизма: да транспорт все еще возит, проездные на него были, есть и будут, жизнь идет своим чередом, а значит все будет хорошо.

Согласитесь, что это довольно логично и многое объясняет.

Репродукции всех работ представлены с личного разрешения Кристины де Миддел/Reproduction of all images here is with kind permission of Cristina de Middel